Сокровища с помойки

Сокровища с помойки 16 Ноября 2018

Спасибо, друзья, вы правы, нельзя забывать о том трудном, но изумительно интересном плавании, о замечательных людях, моряках-североморцах, смелых и веселых, трудолюбивых и отзывчивых товарищах, о сурово-торжественной, величавой природе Арктики.
(из рукописи инженера-североморца Капралова)

Три фотоальбома, рукопись и другие исторические документы пополнили фонды Приуральского районного краеведческого музея. Но ещё недавно эти экспонаты были претендентами на вечное исчезновение в мусорном баке. Спасены они были волею случая и теперь смогут пролить свет на многие исторические моменты.

Перебирая страницы фотоальбомов с черно-белыми фотографиями, трудно представить, что эти снимки могли быть безвозвратно утеряны, так как потомки владельцев выкинули их за ненадобность на помойку. Трудно представить, но случилось это в Москве. Но мир не без добрых людей. Случайно эти уникальные документы заметила неравнодушная девушка и чудом разыскала в социальных сетях людей, которые признали в находке большую историческую ценность. В трех фотоальбомах отражена вековая история одной семьи и исторические моменты страны.
«Черно-белые фотографии отражают жизнь семьи Капраловых с 1917 года до середины 70-х годов прошлого века. Почти все фотографии подписаны, что позволяет узнать дату и фамилию героя снимков. Самое интересное то, что многие фотографии проливают свет на историю с конвоем БД-5. Хозяин этого альбома служил в той же части, где были приписаны тральщики, сопровождавшие корабль «Марина Раскова». Автора очень волновала трагедия с конвоем БД-5, когда был потоплен пароход и два тральщика. Там погибло много людей, и в своей рукописной книге он описывал ход своего расследования этой трагедии. Он встречался с участниками конвоя и с теми, кто его спасал, изложил много таких фактов, о которых мы, изучая эту историю, просто не знали. Там есть фамилии, разбивка по времени этой трагедии, интересные такие документы, которые чудом оказались в руках нашего поискового отряда», – рассказал командир поискового отряда «Карские экспедиции», заместитель директора Приуральского районного краеведческого музея Александр Шлюшинский.
Всех героев снимков, участников арктических экспедиций времен Великой Отечественной войны можно назвать героями, ведь они следили за ледовой обстановкой, искали подводные лодки, тралили мины и охраняли конвой. Очень сложно повторить то, что делали они, выживая и охраняя рубежи в тех суровых условиях.
В районном краеведческом музее фотографии станут поводом для новых тематических выставок, а рукопись – для дальнейшей исследовательской работы.
«Некоторым фотографиям уже более ста лет, они иллюстрируют ту эпоху. Все снимки качественные и энергетически наполнены, каждую фотографию можно очень долго рассматривать. Особого внимания заслуживает рукопись, ее необходимо изучить,  возможно, что в дальнейшем она будет опубликована. Стоит отметить, что огромное количество таких уникальных исторических документов пропадает, когда внуки и правнуки выбрасывают за ненадобностью все, включая награды. Поэтому нужно любить свою историю, уважать своих предков, родителей, бабушек, дедушек. А если мы потеряем связь с прошлым, тем самым и подрубим свои корни, ведь это часть нас. Это надо беречь и передавать все дальше и дальше», – говорит Александр Владимирович.  
Без прошлого нет будущего. А сохранить это прошлое может только бережное отношение и внимание наследников ценной исторической информации, которая находится в выцветших фотоснимках и рукописных документах.

Историческая справка:
Конвой БД-5 (Белое море – Диксон № 5) – советский военно-морской внутренний арктический конвой времен Великой Отечественной войны. Был потоплен 12–13 августа 1944 года в 60 милях от о. Белый в Карском море немецкой подводной лодкой U-365. Трагедия унесла 375 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 767 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин. Судьба 24 человек неизвестна. Эти события являются самой трагической страницей внутренних арктических конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике. Основное судно – большой транспортный пароход «Марина Раскова». На его борту находились 426 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. В числе пассажиров были военнослужащие Беломорской Военной флотилии и гражданские специалисты, работающие в системе Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Команда парохода «Марина Раскова» состояла из 51 человека, кроме того, на судне была небольшая военная команда из помощника капитана и пяти краснофлотцев (сигнальщики и зенитчики). На грузовом пароходе было размещено более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы и полярных станций ГУСМП. Погода благоприятствовала переходу конвоя: волнение моря – 2-3 балла, небо – безоблачное, видимость – хорошая. Конвой БД-5 обнаружила и сразу же атаковала немецкая субмарина U-365. Зазвучала боевая тревога. Сила взрыва была настолько мощной, что мешки с мукой, находящиеся в третьем трюме, выбросило через пробоину в борту на палубу парохода. Попадание торпеды вывело из строя два котла, и транспорт остановился. Спасательные шлюпки, находившиеся на правом борту, оказались разрушенными. Транспорт «Марина Раскова» дал крен, судно стало осаживаться на нос. Благодаря умелым и слаженным действиям команды парохода «Марина Раскова» в борьбе за живучесть судна, течь и угол крена транспорта удалось стабилизировать. После подрыва с Т-118 получены поочерёдно семафоры: 1) «Нести ПЛО», 2) «Выясните состояние ТР», 3) «Стать на якорь». Исходя из полученной информации, капитан 1 ранга А. З. Шмелев решил, что пароход «Марина Раскова» попал на минное поле. 13 августа, 00.28 – подошёл к тральщику Т-116 баркас с людьми в количестве 44 человека на борту. 00.45. – взрыв на тральщике Т-114 в середине корпуса. 00.49 (00.55) – тральщик Т-114 скрылся под водой, спаслось несколько десятков человек. 01.00 – к борту Т-116 подошёл катер с капитаном 3-го ранга Белоусовым. Он и личный состав катера сообщили командиру Т-116, что видели перископ подводной лодки в момент атаки тральщика Т-114. Было доложено о том, что другая подводная лодка идёт к тральщику Т-116, видели её рубку, затем она погрузилась. Капитан-лейтенанту Бабанову необходимо было немедленно принять трудное решение: искать подводные лодки и вступать с ними в бой или уходить. Поиск и бой с подводным врагом, как и продолжение спасательных работ, подвергали очевидной опасности людей, нашедших убежище на борту тральщика, так как не было спасательных средств, способных вместить их, если корабль погибнет. Взвесив обстановку, капитан-лейтенант Бабанов приказал уходить на базу, предполагая после передачи спасённых на берег вернуться за остальными людьми, оставшимися в море на шлюпках. Доложив радиограммой командующему Беломорской военной флотилией (БВФ) о случившемся, Бабанов дал команду на отход, и тральщик Т-116 направился к проливу Югорский Шар. Т-116 шёл незакономерным зигзагом. Всего командой тральщика Т-116 было подобрано по одним данным – 186[1] человек, по другим – 178 или 145. После ухода Т-116 в море осталось по разным оценкам от 120 до 180 человек. В конце августа 1944 у мыса Рагозина на о. Белом найден кунгас с трупами людей, останки преданы земле. В 1947 году силами работников полярной станции на острове Белый было произведено перезахоронение. В данный момент местонахождение захоронения погибших участников конвоя БД-5 неизвестно. В память о трагедии конвоя БД-5 в 2009 году была проведена Всероссийская экспедиция памяти «Карская экспедиция-2009». Проведена научно-архивная работа по сбору информации об истории конвоя, получены новые данные, составлен список участников конвоя, собраны воспоминания, фотоколлекция, публикации, книги о конвое, организовано проведение международной поисковой операции «Конвой БД-5». На о. Белый установлен малый мемориальный комплекс в память о трагедии 12 августа 1944 года. В городах Салехарде и Воронеже установлены мемориальные доски в память о погибших. С 2008 года проводится международная поисковая операция «Конвой БД-5» по розыску участников конвоя или их родственников. Среди живых – четыре участника конвоя БД-5. Установлены контакты с родственниками более 120 очевидцев трагедии.

Любовь СЕРЕГИНА



Поделиться:

Поделиться:

Полезные ссылки