Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Школьница из Приуралья путешествует по китайским городам
Ромашковое счастье семьи Каневых
Пара молодожёнов, расписавшихся на свадебном фестивале в Москве, отправится в тур «На Ямал по любви»
Северяне поплатились жизнью за нарушение правил на воде
Заработок вахтовиков на Ямале вырос на несколько процентов
Жителям Аксарки напомнили правила благоустройства
Первый профессиональный спектакль поставят в Приуралье
Работники культуры, приехавшие работать в село, получат до 2-х млн рублей
Урок пожарной безопасности для юных катравожцев
Жители Аксарки провели субботник на берегу Оби
14.06.2025 12:00
197

Чум – это крепость народов Ямала

Чум – это крепость народов Ямала
В бескрайней тундре, где горизонт сливается с небом, а ветер играет ледяные симфонии, стоит чум – не просто жилище, а символ стойкости и гармонии человека с суровой природой. Здесь, в самом сердце кочевой жизни, основы выживания приобретают особый, почти сакральный смысл.

Чум – это мобильная крепость, собранная руками женщины, хранительницы очага и мудрости. Пока мужчина-оленевод следит за бескрайним стадом, она, тундровичка, возводит дом, защищающий от беспощадных ветров и лютых морозов. Ее доля – не просто физический труд, это танец с природой, требующий знаний, опыта и глубокого уважения к стихии.

Обычно ненцы ставят чумы в удобных для жизни местах в зависимости от времени года. Зимой это укрытые от ветра места, а летом – открытые, хорошо проветриваемые территории.

Для возведения чума необходимо не менее сорока прочных шестов, вытесанных из долговечной ели или сосны. Зимой надежной защитой от стужи служат нюки, с любовью сшитые из оленьих шкур, а в летнюю пору их сменяет практичный брезент.

Первым делом, мать-хозяйка тщательно проверяет «макуда ин» – связующее звено чума, основу его прочности. Постромки из нерпичьей шкуры, соединяющие главные шесты, должны быть безупречны. Малейшая слабость, пропущенная из-за спешки, может обернуться катастрофой во время бурана. Это правило, высеченное на сердце каждой тундровички, цена пренебрежения – угроза безопасности семьи.

Внутри чума – тепло и уют, дарованные печью. Но огонь – не только друг, но и коварный враг. Женщина следит, чтобы труба не касалась нюков – берестяных или меховых покрытий, сухих и легко воспламеняемых. Лист железа, бережно установленный над печью, становится щитом, отражающим жар и предотвращающим пожар. Это не просто мера предосторожности, это проявление заботы о близких.

Чум, кажущийся таким хрупким, должен выстоять перед натиском северного ветра. Женщина, словно опытный архитектор, знает, как укрепить «синяны» – места нахлеста нюков. Тяжелая нарта, прижимающая полотнища к земле, становится якорем, удерживающим чум от разрушения.

Даже малейшая деталь имеет значение. Главный шест «нёны» направлен таким образом, чтобы дверной полог оставался плотно закрытым, не позволяя ледяному ветру проникнуть внутрь. Это знание, передаваемое из поколения в поколение, от матери к дочери.

Чум – это не просто жилище, это отражение души тундры, ее суровой красоты и гармонии. Женщина, возводящая его, – не просто хозяйка, а хранительница традиций, оберегающая свою семью от опасностей кочевой жизни.