Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Общественная палата проконтролирует реализацию проекта Большое Приуралье
Площадь пожаров на Ямале сократилась до 15 гектаров
Доступ к персональным данным ограничат
Социальным предпринимателям Ямала помогут бесплатно разработать уникальный фирменный стиль
Стартовал прием заявок на получение премии за большой вклад в воспитание
На Ямале подводят промежуточные итоги работ по нацпроекту «Безопасные качественные дороги»
Ямальцы смогут пройти стажировку в Госдуме РФ
Стала известна причина сбоя сети Интернета
Жительница Приуралья заявилась на Всероссийский конкурс профмастерства
Большая вода и замор рыбы оставили рыбаков Белоярска без улова
16.03.2024 11:50
1931

История оленевода Приуральской тундры

История оленевода Приуральской тундры
Корни ненецкого рода Лаптандер уходят вглубь веков. Эта фамилия в переводе на русский означает «житель равнины». Все представители рода издавна занимались оленеводством, и остаются преданными этой нелегкой профессии по сей день.
Егор Тимофеевич Лаптандер – ровесник Приуральского района и свидетель его становления. Всю жизнь он проработал в оленеводстве. С молоком матери впитал любовь к снежным далям. На его глазах развивалась отрасль, в том числе переход из колхозов в совхозы, а позже и вовсе в коммерческие предприятия и частное хозяйствование.
Одиннадцатилетним мальчишкой Егор Тимофеевич узнал о начале Великой Отечественной войны. В то время он работал не только в оленеводстве, но и успел познал тяготы рыбацкого труда. Егор Тимофеевич помнит, как собирали рыболовецкую бригаду и отправляли из Белоярска вверх по реке Обь. Приходилось осваивать рыбалку с нуля. Но, к счастью, несмотря на юный возраст, Егор Лаптандер справился с поставленной задачей – добывать «живое серебро» для отправки на фронт.
Когда повзрослел, пришло время создавать свою ячейку общества. Свою жену Марфу Яковлевну он встретил в дальнем кочевье. Вместе они родили и воспитали пятерых детей. Три сына и две дочери стали для родителей настоящими помощниками. Мама была не только верной и любящей супругой, но и центром вселенной под названием семья.
Супруга была настоящей хранительницей семейного очага, и та гармония, которая царила в чуме, была достигнута благодаря ее любви и мудрому отношению к жизни. В тундре не принято воспитывать детей нравоучениями и наказанием.

«Родители воспитывали нас на собственном примере. Вот сейчас мы много говорим об экологическом воспитании детей. А родители во время кочевий увидят сухое дерево – срубят. Я никогда в жизни не видела, чтобы отец рубил живые деревья», – рассказывает дочь Егора Тимофеевича Парасковья.

Всю жизнь потомственный оленевод прожил в тундре. Сейчас его дело продолжают дети и внуки. Одного из них в честь деда назвали Егором, он работает бригадиром оленеводческой бригады в совхозе.
Продолжат ли правнуки Егора Тимофеевича дело предков, покажет время. Но сам он, конечно же, всегда об этом мечтал.

Лидия КОБЗЕВА