Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Сокращение рабочей пятницы для женщин рассмотрят в Госдуме
В экологические игры сыграют жители Харсаима и Белоярска
В Аксарке установлен карантин
Дмитрий Артюхов и Дмитрий Чернышенко обсудили развитие науки, туризма, спорта и образования на Ямале
Ледоход держит путь к столице Ямала
В Приуралье встретились предприниматели и представители власти
Для выпускников Приуралья прозвенел последний звонок
Приуральские бизнесмены стали участниками недели предпринимательства
Новый штамм коронавируса обнаружен в России
Утеряна красная папка с документами, нашедшему убедительная просьба позвонить по телефону 8 908 499 08 85
04.05.2024 10:07
384

Какая девушка могла стать невестой оленевода на Ямале

Какая девушка могла стать невестой оленевода на Ямале
Невеста как трофей победителю, на ком можно жениться оленеводу и сколько дней гуляют свадьбу в тундре – эти и многие другие интересные подробности вы узнаете, прочитав нашу статью.
С будущими родственниками родители ребенка, достигшего пяти-семи лет, определялись заранее. Уже в этом возрасте своего чада они намечали и договаривались с родными жениха или невесты. Семье, в которой рос будущий родственник, старались помогать. Это обеспечивало гарантию желанной свадьбы.  Если речь шла о девочке, то и выкуп за нее сразу отдавали – так надежнее было, и других женихов отваживало.
Конечно, не все так поступали. Многие родители начинали выбирать невесту своему взрослому сыну осенью, в октябре, сватались в середине зимы, а свадьбу играли в первый месяц весны. А бывало и наоборот – в зависимости от обстоятельств, но только весной или осенью.
Весной, в марте, на Ямале отмечается главный северный праздник – День оленевода. Раньше, несколько веков назад, это была просто большая ярмарка, на которую обдорские князья (Обдорск теперь Салехард) приглашали коренное население – ненцев, ханты и селькупов. На ярмарке оленеводы, рыбаки и охотники обменивали у купцов пушнину, рыбу и мясо на необходимые им товары.
А затем самые ловкие и сильные показывали свою молодецкую удаль, состязаясь в метании тынзяна на хорей, тройном национальном прыжке, перетягивании палки. Главным призом для победителя могла стать невеста, даже русская, привезенная специально для этого из далекого Тобольска. Но это были единичные случаи. Обычно же награждали самым востребованным. В наши дни лучшим спортсменам дарят снегоходы и денежные сертификаты. А сам праздник – прекрасный повод для юношей и девушек присмотреть себе вторую половинку. Парни выбирают красавиц, а девушки – победителей.
Но в прежние времена любую понравившуюся девушку сын оленевода не мог взять в жены – она не должна была быть из семьи рыбаков и охотников из-за оседлого образа жизни. Вообще, девушек из поселков в этом качестве даже не рассматривали. Считалось, что из-за нее может весь род исчезнуть. Ведь тундровая красавица от поселковой отличалась тем, что была полностью подготовлена для жизни в чуме. Он умела буквально все – и дрова заготовить, и печь растопить, шить, готовить, чум поставить, растить детей в суровых условиях и работать наравне с мужем, быть ему не только женой, но и другом, напарником, помощником.
Интересно то, что мнения девушки раньше вообще не было принято спрашивать. Ее могли отдать и за взрослого мужчину, и даже за вдовца с детьми. Какие уж тут свидания. О них никогда даже речи не шло. Тут поступали по принципу «стерпится – слюбится». Главное, что разводов в тундре практически не было. Не до голливудских страстей было оленеводам – кочевая жизнь в непростых условиях просто не оставляла времени на выяснение отношений и тому подобную суету, которыми страдали и страдают жители городов.
Итак, девушка понравилась, парень рассказывает об этом родителям, и они в определенное время едут свататься. Во время сватовства определяли, каким будет выкуп за невесту. В качестве калыма можно было получить до нескольких десятков оленей. И договаривались о дате свадьбы, обычно, через несколько месяцев. Бывало, что и лет.
Почему свадьбу не играли сразу по горячим следам? Нужно было время для того, чтобы успеть собрать (сшить) невесте приданое. У нее должны быть: ягушка или малица; как минимум, три пары кисов на разные времена года; женские сумки для хранения рукоделия, одежды и белья; женская нарта; упряжь для оленей. А жениху, если не отдал за неимением сразу, собрать калым – оленей.
Свадебное торжество в тундре может длиться до трех дней. В первый жених по традиции отдает калым и забирает свою невесту из родительского чума. Девушка ожидает его в своих празднично украшенных женских нартах, в которых находится и все ее приданое. Жених запрягает в эти нарты своих оленей и увозит невесту.
Свадьба, конечно же, проходит за праздничным столом в чуме жениха. В честь молодоженов звучат поздравительные речи и песни. На улице проводятся национальные соревнования, в которых жених должен проявить себя  настоящим молодцом. Не обходится и без сакральных традиций – молодожены должны пройти обряд окуривания дымом – нибтрава. Эти обычаи сохранились и до наших дней, как и форма одежды жениха с невестой – только национальная.
А еще до наших дней дошла традиция, когда девушке после замужества в течение трех лет нельзя ездить в гости к родным. Нарушение запрета грозит большой ссорой между семьями. Несмотря на современные нравы, молодожены не рискуют и стараются этот обычай не нарушать.

Винера ЖУМИНОВА