Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Проект CVCODE поможет идти в ногу со временем
В регионе подвели итоги года работы федерального проекта «Навигаторы детства»
Крупнейший производитель рыбной продукции Ямала претендует на звание лучшего экспортера страны
Фотовыставку «Заповедный Ямал» открыли для жителей Волновахи
Детский лагерь «Ямалия» возведут на территории арт-кластера «Таврида»
Ямал впервые в числе лидеров по развитию рынка газомоторного топлива
Матерей-героинь приравняли к Героям России
Матерей-героинь приравняли к Героям России
В районе Лаборовой зафиксирован природный пожар
Этнодизайнер из Приуралья повысила квалификацию в Крыму
01.02.2025 09:53
1551

Крайний Север, дорога без начала и конца. История семьи Вэненго

Крайний Север, дорога без начала и конца. История семьи Вэненго
Маршруты касланий оленеводов-кочевников зависят от времени года. Летом олени пасутся ближе к морю и горам, где меньше гнуса, зимой проходят тысячи километров к месту с богатой кормовой базой. Короткие стоянки дают возможность отдохнуть и набраться сил для дальней дороги.

С места летовки Большая Ходата и до конечной точки маршрута Большого Епседея оленеводам-частникам рода Вэненго предстоит преодолеть несколько тысяч километров. Очередной год был сложным, и впереди путь непростой, надо пройти его вовремя, сохранив поголовье оленей.

«Когда мы с гор вышли, олени упитанные были, а потом, где большое скопление стад стало, все вместе уже, там упитанность практически упала до нуля. Некоторые олени перевалили на "Буране" через Обь, главное через реку их перегнать, а здесь их можно оставить», – говорит оленевод Юрий Вэненго.

Короткие стоянки, длящиеся не более двух дней, дают возможность отдохнуть и набраться сил оленеводам и животным. Женщины это время используют для выделки шкур, пошива и ремонта одежды. Мужчины во время передышки ремонтируют упряжь и нарты. Во время кочевий приходится переживать разные ситуации, переходить сложные участки рек, отбивать стадо от волков и укрываться от непогоды. Помогают их преодолеть многолетний опыт и забота друг о друге.

«Была весна, и месяц, наверное, когда отел был, стояли, а потом стали каслать, мы их не смогли загнать, и настало восемь вечера, потом примерно к восьми мы тронулись, только тронулись, и снег пошел. И мы когда приехали, совсем ничего не видно было, и мы не смогли чум сделать, мужики сделали вондей, сукно шинельное, брезент и все, что было, типа избушки сделали, и мы оттуда утром даже не смогли выйти, нас полностью замело», – эмоционально рассказывает хозяйка чума Александра Вэненго.

Маршрут касланий проходит в местах большой концентрации оленей, животные устают и теряют упитанность из-за отсутствия кормовой базы. На зимовке олени будут откармливаться на богатых ягелем пастбищах и набирать вес.

«В день проходим где-то около 150 километров. Как снег выпадает, так все уже, на снегоходах продвигаемся, на упряжке потому что собрать оленей уже нереально. С каждым годом все сложнее и сложнее, олени все дальше расходятся», – поведал сын Юрия Вэненго Евгений.

Все необходимое для долгого пути, в том числе продукты, топливо, кочевники запасают впрок. При возникновении непредвиденной ситуации всегда можно связаться с экстренными службами через спутниковые телефоны, которые есть в каждой семье. Есть сегодня в тундре и другие блага цивилизации. Они облегчают жизнь, но вместе с тем и осложняют путь.

«Сейчас технику же всякую надо грузить, и летом и зимой. А когда раньше мы каслали, такого не было, и как будто поменьше проблем было, а сейчас все есть, и как будто бы побольше проблем, и нарты тоже потяжелее», – поделилась Александра Николаевна.

После короткой передышки оленеводы вновь собираются в путь. Приступают к сборам рано, в четыре утра, чтобы успеть убрать утварь и засветло начать путь.

«По темноте уже вот этот чум снимается, только светло становится, ездовых быков загоняешь в юр, и надо угадать, когда луна полная становится, тогда и каслаешь. При луне же удобно, можно в темноте ехать, луна есть, олени-то сами знают уже, куда идти», – пояснил Юрий Вэненго.

Это путешествие оленеводов не кончается никогда, так и кочуют оленеводы из рода Вэненго круглый год с севера на юг и обратно. В этом вечном каслании и заключается смысл жизни тружеников тундры.

Лидия КОБЗЕВА