Главные новости Приуралья

Оформить подписку
Береговая линия в Аксарке преображается
Ямальцы восстанавливают дороги в Волновахе
Молодёжный фестиваль СУП ждёт активных и амбициозных жителей Ямала
Жители Приуралья присоединятся к Всероссийскому субботнику
Юным авиапассажирам Ямала начали выдавать летние игровые наборы
Более 250 тысяч оленей провакцинировали на Ямале против сибирки
За порчу георгиевской ленточки грозит штраф
Больше возможностей для многодетных Ямала
13.11.2023 10:15
2280

Приуральское дерево-бабушка с трагической судьбой

Приуральское дерево-бабушка с трагической судьбой
В приуральской деревне Лаборовой нет богатой растительности, только тундра, покрытая мхом, ягелем и полярными цветами. Поэтому диковинкой считается одиноко растущая лиственница. Местные жители говорят, что этому дереву несколько сотен лет, но каждую весну оно продолжает цвести молодой пахучей хвоей. А историю этого дерева бережно хранят в местной школе ненецкой писательницы Анны Неркаги.
Давным-давно, когда Лаборовая не была ни факторией, ни деревней, а просто высоким красивым местом, располагалось там много чумов. В них проживали ненцы, которые оставались на лето без оленей. Они питались рыбой, добывая ее в больших озерах. Осенью рыбу солили и меняли на оленей у более богатых соседей.
Среди стоящих у края обрыва чумов жили бабушка с внучкой. Родные оставили их здесь до осени. Жили тихо и мирно, питались рыбой. Ставили сети недалеко от чума, а внучка вечером ходила их проверять.
Приближалась осень, и бабушка заметила, что внучка поправилась. Стали это замечать и женщины из соседних чумов. Бабушка только отмалчивалась, ведь дети сегодня могут толстеть, а завтра, глядишь, уже и похудели. Но сама наблюдала, как поправлялась внучка в талии и перестала ходить с гордо поднятой головой, больше сидела молча. Перестали звенеть, стали молчаливыми и печальными ее мониста.
Тяжелая дума легла на душу бабушки, позор – он во все времена позор, а в те времена девушку ждала печальная участь. За такое обычно разрывали на две части. Тяжело на душе у бабушки, но еще тяжелей будет доля внучки, когда тайна станет явью. Дала тогда бабушка внучке два больших ведра и попросила натаскать воды, чтобы постирать задымленные пологи. Внучка молча взяла ведра, наполнила их водой и понесла вверх по гладкой скользкой тропе. Не раз и не два упала девушка, а бабушка все просит и просит воды. Наступил вечер, села девушка и заплакала, ее слезы падали на тропу и катились вниз к озеру.
С трудом встала, поняла, что не может выпрямить спину, а между ног почувствовала слипшийся ком. Красными бусами стали падать капли крови, еле дошла до чума, легла на постель. Подошла бабушка, молча накрыла ягушкой.
Ночью, когда все спали, только Ангелы видели, как бабушка тащила вниз под обрыв молодую девушку, и слышали звон волочащейся по земле серебряной косы. Бабушка, тихо плача, вырыла голыми руками глубокую яму, уложила в нее любимую внучку, косы на спину красиво уложила, смочила слезами края могилы и зарыла, как будто запечатала. Плечи бабушки дрожали от плача, нет ее внученьки, не разорвут ее на части злые люди, а земля упокоит, примет девицу.
Девушка пропала, никто не стал ее искать, воды глубоки кругом, леса дики и звери злые. Через семь лет на месте, где почила девушка с косой, выросло крепенькое деревце с такой нежной и ароматной хвоей, что все птицы слетались и щебетали на нем всякое солнечное утро. Через семьдесят лет выросло мощное дерево, а вокруг него семеро чистых стволом и высоких верхом сынов. Семеро сыновей родила девушка с серебряной косой.
Все жители стойбища гордились ими, будто были причастны к их рождению и судьбе и главной миссии – шуметь и величать Бога на земле. Эта лиственница, которую стали со временем называть деревом-бабушкой, радует жителей и сейчас, а его ветки украшает не только хвоя, но и цветные ленточки.

Лидия КОБЗЕВА