Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Общественная палата проконтролирует реализацию проекта Большое Приуралье
Площадь пожаров на Ямале сократилась до 15 гектаров
Доступ к персональным данным ограничат
Социальным предпринимателям Ямала помогут бесплатно разработать уникальный фирменный стиль
Стартовал прием заявок на получение премии за большой вклад в воспитание
На Ямале подводят промежуточные итоги работ по нацпроекту «Безопасные качественные дороги»
Ямальцы смогут пройти стажировку в Госдуме РФ
Стала известна причина сбоя сети Интернета
Жительница Приуралья заявилась на Всероссийский конкурс профмастерства
Большая вода и замор рыбы оставили рыбаков Белоярска без улова
17.03.2024 11:08
1857

Вурды санхам – Красная гора на Ямале

Вурды санхам – Красная гора на Ямале
Есть у тундровиков особо почитаемые места, коренные жители называют их священными. По поверьям ханты, эти места помогают избежать ненастья, падежа оленей и привлечь удачу на рыбалке.
Вурды санхам – Красная гора, это священное место в приуральском поселке Горнокнязевск. Здесь люди живут в ладу с природой и, как и их предки, продолжают почитать бога Торума. Место поклонения выбрано неслучайно. Об этом поведала старожил поселка Людмила Салиндер.

«Это было очень давно. Оленеводы пожаловались шаману, что осенью и весной у них гибнут олени, а рыбаки не могут добыть рыбу. Шаман подумал и сказал, что надо найти высокое место рядом с водой, чтобы с него хорошо было видно все вокруг, и обратиться к богу. И тундровики нашли такое место вблизи Горнокнязевска. Шаман велел им принести в жертву оленя, а рыбакам – возложить к подножию горы вареную рыбу и монеты. Только так их молитвы услышит бог и сможет помочь», – рассказывает легенду Людмила Николаевна.

И действительно, после обряда бури утихали, олени рождались и хорошо сохранялись, а сетями рыбаки добывали богатые уловы. С той поры все оленеводы и рыбаки приезжали к этому месту, чтобы поклониться священной горе.

«Когда мы были детьми, туда не ходили. Нам нельзя было, но слышали, как звучно кричат мужчины, это было частью обряда», – вспоминает Людмила Салиндер.

Сейчас старожилы возрождают традиции предков, чтобы молодежь знала и соблюдала их. Ведь живет этот народ, как и в давние времена, за счет оленеводства и добычи рыбы. И не удивительно, что с прекращением обрядов оскудели пастбища, уменьшилось количество рыбы в Оби. Если этого не сделать, традиции не только забудутся, но и вовсе умрут. А нет традиций – нет народа.

Лидия КОБЗЕВА
Фото автора