19.05.2024 10:07
2917
Женщина – хранительница кочевой семьи Ямала
Ни одного отпуска и даже выходного дня за всю жизнь, ни минуты без забот и хлопот, пример всем домохозяйкам и рукодельницам, универсальная жена и мать – все это о чумработнице, женщине из тундры. Женщинам ненецкого и ханты народов судьбой предопределена нелегкая жизнь, полная тягот, лишений, бесконечного труда на благо семьи и постоянных переездов с одного места на другое за оленьим стадом. Кочуют семьи оленеводов вне зависимости от погоды и времен года по бескрайним тундровым просторам, главное, чтобы их оленям было хорошо и сытно. И, тем не менее, тундровички счастливы жить такой нелегкой жизнью и ни на какую другую ее не променяют.
Трудолюбию жен оленеводов можно только позавидовать – на них держится буквально все. Если в чуме нет женщины, то в нем царят уныние, голод и холод. Встает она ни свет ни заря, чтобы сразу растопить печку-буржуйку – суровые полярные зимние ночи, когда печка прогорает, в чуме становится так холодно, что зуб на зуб не попадает. И сразу же ставит на огонь чайник, готовит еду, чтобы к тому времени, как проснется семья, все было готово, накрыто на стол. Медлить некогда, ведь за день нужно переделать множество дел. А мужчина в чуме, как правило, ничем не занимается, все его дела на улице.
О том, что в чуме хорошая хозяйка, говорят ее дела и внешний вид членов семьи и жилища. Ведь женщина занимается отоплением чума, заготовкой продуктов, приготовлением еды, уборкой, детьми, шьет одежду на всю семью, и не только повседневную, но и богато украшенную праздничную, летние и зимние нюки – покрытие для чума, и многое, многое другое.
Одно из важных занятий – заготовка дров. Это в тундре, где деревья практически не растут, большая проблема. Поэтому, если поблизости растут кустарники, то хозяйка с детьми заготавливают их, или же пилят и расщепляют дрова, которые перевозят с собой при каслании. Это нелегкий ежедневный труд, поэтому драгоценные дрова экономят – почём зря не жгут.
Про мастерство рукоделия чумработниц можно говорить бесконечно. Многие владеют в совершенстве шитьем и плетением из бисера. Одежда и вещи в их исполнении прекрасны, это настоящие произведения искусства, поэтому не случайно на праздниках, улицах сел и городов они притягивают к себе пристальное внимание всех без исключения. Многие в своих изделиях придерживаются родового стиля орнаментов и узоров, передаваемых из поколения в поколение. В наши дни смысл многих орнаментов уже утерян и теперь они просто радуют глаз красотой, сложностью и яркостью красок, хотя по-прежнему оберегают своих хозяев. А еще считается, что настроение и мысли мастерицы передаются ее изделию, и от этого зависит, как вещь будет носиться новым хозяином. Красота изделий не страдала от того, что многие десятилетия их создавали вечерами при тусклом свете керосинок или свечей.
Жители тундры издавна подчиняются сакральным верованиям. Многие из них связаны с женщиной, ей многое нельзя из-за того, что она сакрально нечиста, особенно в критические дни. Например, запрещено переступать через вещи, орудия труда, заходить за печь, за чум и так далее. Нарушившая запрет должна обязательно пройти обряд очищения, иначе ей и ее семье грозят несчастья, неудачи. Но жизнь под всяческими табу не сделала тундровичек озлобленными или фанатичными. Наоборот, они всегда уравновешены, спокойны, доброжелательны. Дети с детства приобщаются к труду родителями, уважают старших и заботятся о младших. Силой их никто не заставляет учиться или помогать. Родители во всем служат примером своим детям, которые им всячески подражают.
Единственное, что тревожит сегодня тундровых женщин, то, что после учебы и жизни в интернате многие девушки и юноши не возвращаются в родной чум, они оседают в поселках и городах, создают там смешанные семьи, которые не чтут древние традиции предков, забывают родной язык. Остается надеяться женщинам-хранительницам очага на то, что высшие силы, хранившие народ не одно поколение, и дальше будут ему помогать и оберегать.
Винера ЖУМИНОВА
Трудолюбию жен оленеводов можно только позавидовать – на них держится буквально все. Если в чуме нет женщины, то в нем царят уныние, голод и холод. Встает она ни свет ни заря, чтобы сразу растопить печку-буржуйку – суровые полярные зимние ночи, когда печка прогорает, в чуме становится так холодно, что зуб на зуб не попадает. И сразу же ставит на огонь чайник, готовит еду, чтобы к тому времени, как проснется семья, все было готово, накрыто на стол. Медлить некогда, ведь за день нужно переделать множество дел. А мужчина в чуме, как правило, ничем не занимается, все его дела на улице.
О том, что в чуме хорошая хозяйка, говорят ее дела и внешний вид членов семьи и жилища. Ведь женщина занимается отоплением чума, заготовкой продуктов, приготовлением еды, уборкой, детьми, шьет одежду на всю семью, и не только повседневную, но и богато украшенную праздничную, летние и зимние нюки – покрытие для чума, и многое, многое другое.
Одно из важных занятий – заготовка дров. Это в тундре, где деревья практически не растут, большая проблема. Поэтому, если поблизости растут кустарники, то хозяйка с детьми заготавливают их, или же пилят и расщепляют дрова, которые перевозят с собой при каслании. Это нелегкий ежедневный труд, поэтому драгоценные дрова экономят – почём зря не жгут.
Про мастерство рукоделия чумработниц можно говорить бесконечно. Многие владеют в совершенстве шитьем и плетением из бисера. Одежда и вещи в их исполнении прекрасны, это настоящие произведения искусства, поэтому не случайно на праздниках, улицах сел и городов они притягивают к себе пристальное внимание всех без исключения. Многие в своих изделиях придерживаются родового стиля орнаментов и узоров, передаваемых из поколения в поколение. В наши дни смысл многих орнаментов уже утерян и теперь они просто радуют глаз красотой, сложностью и яркостью красок, хотя по-прежнему оберегают своих хозяев. А еще считается, что настроение и мысли мастерицы передаются ее изделию, и от этого зависит, как вещь будет носиться новым хозяином. Красота изделий не страдала от того, что многие десятилетия их создавали вечерами при тусклом свете керосинок или свечей.
Жители тундры издавна подчиняются сакральным верованиям. Многие из них связаны с женщиной, ей многое нельзя из-за того, что она сакрально нечиста, особенно в критические дни. Например, запрещено переступать через вещи, орудия труда, заходить за печь, за чум и так далее. Нарушившая запрет должна обязательно пройти обряд очищения, иначе ей и ее семье грозят несчастья, неудачи. Но жизнь под всяческими табу не сделала тундровичек озлобленными или фанатичными. Наоборот, они всегда уравновешены, спокойны, доброжелательны. Дети с детства приобщаются к труду родителями, уважают старших и заботятся о младших. Силой их никто не заставляет учиться или помогать. Родители во всем служат примером своим детям, которые им всячески подражают.
Единственное, что тревожит сегодня тундровых женщин, то, что после учебы и жизни в интернате многие девушки и юноши не возвращаются в родной чум, они оседают в поселках и городах, создают там смешанные семьи, которые не чтут древние традиции предков, забывают родной язык. Остается надеяться женщинам-хранительницам очага на то, что высшие силы, хранившие народ не одно поколение, и дальше будут ему помогать и оберегать.
Винера ЖУМИНОВА